Менеджер без базы - не менеджер?
Менеджер без базы - не менеджер?
, 25-08-2005
Очень часто в объявлениях о
вакансиях для менеджеров по продажам среди требований к кандидатам встречается
упоминание о необходимости клиентской базы. Зачем она нужна компании - понятно:
новый сотрудник приводит новых клиентов, продажи в компании растут, менеджеру не
надо тратить время на ее создание, он сразу сможет работать со 100% отдачей. А
вот выгодно ли менеджеру "приводить" своих клиентов на новое место? На этот
вопрос мы попросили ответить специалиста по продажам с восьмилетним стажем Олега
Куприянова.
О чем расскажет база?
- Я считаю, - сказал г-н Куприянов,
- раз у менеджера есть своя клиентская сеть - он хороший профессионал. Иначе бы
не сумел привлечь и надолго удержать клиентов. Поверьте, это очень трудоемкий
процесс. И кто с ним справился, тот достоин всяческих похвал.
Клиентская
база подтвердит также то, что менеджер хорошо знает свой рынок. Он эффективно на
нем работает и имеет отличную репутацию. Такого сотрудника наверняка будет рад
заполучить практически каждый руководитель. И в этом плане менеджеру выгодно
продемонстрировать новому работодателю, что база у него действительно
имеется.
Но продемонстрировать - не означает
сразу же раскрыть все карты, сдать "пароли" и "явки". У меня был случай, когда
кадровик в одной из компаний, куда я хотел устроиться на работу, потребовал
предъявить базу прямо на первом же собеседовании. Честно говоря, я просто опешил
от такой наглости! Тут и недалекому человеку сразу бы стало понятно, что база -
единственное, что нужно этой горе-компании. Они бы ее забрали, а меня бы
выкинули через некоторое время на улицу под предлогом, что я не прошел
испытательный срок. Такое, кстати, случается достаточно часто, к сожалению.
Поэтому всем менеджерам по продажам я советую: не спешите "светить" свою
клиентскую базу в новой компании. Вас могут попросить, например, составить
список ваших клиентов, указав их телефоны. Спокойно, но твердо откажитесь это
делать. Скажите, например, что вам нужно проконсультироваться с клиентами,
согласны ли они, чтобы их контакты были кому-то переданы.
И не бойтесь,
что вас уволят за такой скрытый саботаж. В конце концов, квалифицированный и
успешный менеджер по продажам - заветная мечта любого руководителя. Так что без
работы вы точно не останетесь.
Я бы вообще не советовал никому
устраиваться в компанию, где наличие клиентской базы у менеджера по продажам -
жесткое требование, которое ни в коем случае невозможно обойти. В таких
компаниях, как правило, дела идут не слишком хорошо, и перспективы развития
неутешительные. Скорее всего, компания не способна самостоятельно привлекать
новых клиентов, обучать персонал, не особенно задумывается о своем будущем.
Сотрудникам не стоит рассчитывать на профессиональный рост в этой
компании.
Исключением из правила могут быть, пожалуй, молодые компании,
которым нужно заявить о себе, быстро и эффективно стартовать. Для этого им,
естественно, нужны только опытные менеджеры со своими клиентскими базами.
Быстрая отдача от работы специалистов, прибыль полученная в кратчайшие сроки,
помогут компании закрепиться на рынке. В таких фирмах, обычно, готовы платить
больший оклад и больший процент с продаж, чем в остальных компаниях.
Если
же берут на работу без клиентской базы, обещают самостоятельно и бесплатно
обучать новичков - это говорит о том, что фирма твердо стоит на ногах, уверенно
чувствует себя на рынке и продолжает развиваться быстрыми темпами. В такой
успешной компании вы и сами наверняка будете успешны.
Если у вас нет ни клиентской
базы, ни опыта продаж - ищите для трудоустройства крупную компанию, в которой
начинающих сотрудников обучают работе по своим стандартам. Такая "кузница
кадров" даст вам шанс стать классным специалистом. Если же вы после обучения
поймете, что продажи - все-таки не ваша стихия, не обязательно увольняться.
Компания, вложившая свои средства в вашу подготовку, скорее всего, будет
заинтересована в том, чтобы вы остались и работали, например, в другом
подразделении.
|