Кто на новенького? / Назначение нового руководителя
Кто на новенького?
Автор: Источник: « Прежнего руководителя вы знали, как свои пять пальцев. Сколько долгих месяцев было потрачено на то, чтобы изучить его привычки и наладить, наконец, адекватное взаимодействие. А теперь опять все сначала! Как найти общий язык с новым боссом и укрепить свои позиции в компании?
Назначение нового руководителя это стресс не только для подчиненных, но и для самого менеджера. Ведь фактически он выступает в роли человека, идущего со своим уставом в чужой монастырь. Прежде всего, сотрудники сталкиваются с проблемами психологического характера. «Их волнует неопределенность, которая рождает внутренний мандраж. Чтобы снять стресс, коллеги делятся друг с другом своими страхами, преувеличивают проблемы», рассказывает
Сергей Фоменков, вице-президент по коммерции компании «Евросеть»
.
Можно смело утверждать, что вопрос ну и что это за фрукт? волнует всех старожилов. «Коллектив начинает пробовать новичка самыми разными способами», утверждает
Ирина Якович, тренер, психолог-консультант Центра обучения персонала «Класс»
. И для этого существует масса психологических приемов. Например, провокация. Неформальный лидер предоставляет шефу отчет, который нарочно перегружен ненужной информацией. Новый руководитель, разумеется, сходу не может в этом разобраться. Зачинщик же дает шефу понять, что ему еще многое надо узнать. Последний начинает нервничать и сомневаться в своем профессионализме.
Если менеджер не чувствует в себе достаточной уверенности, не знает с какой стороны взяться за дело и не пользуется уважением в коллективе, ему придется нелегко. Наиболее распространенные промахи, которые допускают новички, лежат в сфере межличностных отношений. «Чтобы завоевать авторитет, руководитель порой прибегает к дешевым трюкам: пытается подкупить ведущих специалистов и неформальных лидеров, сулит им покровительство и возможное повышение по службе», рассказывает
Ирина Якович .
По мнению Марии Ионочкиной, президента компании NRB Consulting
, с первых же дней работы в компании надо выбрать правильную линию поведения. Излишне дружественный тон и демонстративное панибратство с подчиненными, в конечном счете, приведут к тому, что вокруг вас соберутся подхалимы. Главное, чтобы сотрудники представляли перспективы дальнейшего развития компании и личного карьерного роста, знали свои обязанности.
По наблюдениям Игоря Ниесова, генерального директора компании «Психология и бизнес- online»
, большинство проблем возникает из-за недостатка коммуникаций между начальником и подчиненными. Новый руководитель обязан подробно объяснить значение предпринимаемых им шагов. Каждый сотрудник должен понимать, почему нужно работать по-новому. Рассказать о своих взглядах на будущее шеф может на собрании, организовать которое нужно как можно скорее. Нередко руководитель приходит в уже сложившийся коллектив, со своей структурой и традициями, связями и отношениями. И его стиль работы могут не принять. Прежде чем ломать старую систему, ее надо изучить, и только потом принимать какие-либо решения.
Президент крупного медиахолдинга решил провести сокращение кадров. Для этой цели он пригласил нового директора по персоналу. Сотрудники не строили иллюзий относительно миссии «варяга», в результате атмосфера в коллективе начала накаляться, по коридорам поползли слухи, эффективность труда упала. Чтобы разрядить атмосферу, новый НR-директор инициировал собрание, на котором раскрыл все карты. Откровенный разговор возымел свое действие перед угрозой увольнений люди начали работать с удвоенной энергией. На фоне общей конкуренции проявились «слабые звенья». В итоге чистка рядов прошла как по маслу.
«Я сначала познакомился с подчиненными, определил их сильные и слабые стороны, круг обязанностей, уровень загруженности, вспоминает
Артем Новиков, начальник юридического департамента ЗАО»Фирма «КАМЕО»
. Эта информация помогла ему эффективно скорректировать работу отдела.
Иногда недостаток взаимопонимания провоцирует курьезные ситуации.
Собственник компании, занимающейся импортом бытовой техники, нанял нового управляющего. В одну из пятниц молодой руководитель позволил себе приехать в офис в джинсах. На следующей неделе большинство сотрудников фирмы явились на работу в шортах! Боссу вместе с менеджерами по персоналу пришлось разработать офисный регламент. Требования к внешнему виду были прописаны вплоть до цвета носков. Теперь сотрудники фирмы, продающей утюги и чайники, выглядят не хуже, чем банкиры. Исключение не было сделано даже для водителей газелей.
Обычно новый босс сам проявляет инициативу и знакомится с ключевыми сотрудниками. Если же он не торопится вызывать вас «на ковер», нужно самому записаться на аудиенцию. Для того чтобы расставить все точки над «i»,
Мария Колосова, руководитель Центра обучения, развития и оценки персонала «Стимул»
, предлагает обсудить границы личной ответственности и полномочий; определить, по каким критериям будет оцениваться работа; выяснить, как быть в случаях, если задача не может быть решена из-за отсутствия полномочий или аналогичного опыта. Только перед тем как ворваться в кабинет к шефу, тщательно продумайте, что и как вы будете говорить. Первое впечатление от общения может повлиять на дальнейшее отношение начальника к вам.
Можно бесконечно критиковать шефа и вставлять ему палки в колеса. А стоит ли? Разве не в ваших интересах найти общий язык с начальником?
Максим Кикоть, генеральный директор компании Lico
, рекомендует изучить набор типовых привычек нового руководителя. Когда и куда ходит обедать, какие у него увлечения, как предпочитает отдыхать. Какая форма общения и обращения ему импонирует официальная или, наоборот, неформальная. Не поленитесь и выявите комфортные и неприятные для него темы обсуждения, любимые коньки в работе, реальные и мнимые зоны его компетенций. «Чтобы выстроить эффективное взаимодействие, надо запастись терпением и постараться понять методы работы нового босса. Если вы сумеете проявить гибкость и победить страх перед будущими изменениями, процесс адаптации закончится гораздо быстрее. И для вас, и для руководителя», утверждает
Наталия Дуванова, руководитель отдела персонала компании BASF
.
Зачем рубить сук, на котором сидишь? Не ровен час, как вспыливший шеф попросит вас освободить помещение. Помните, ваша цель сотрудничество. Перестаньте воспринимать начальника в штыки, будьте максимально открыты, не ищите в его действиях коварный умысел. «Попытайтесь выяснить намерения руководителя, особенно в тех случаях, когда его поступки вызывают удивление или раздражение. Ведь отличительная черта умных сотрудников способность понимать причины, стоящие за поведением других людей», говорит
Игорь Ниесов . Будьте готовы к тому, что идеи нового руководителя окажутся вполне стоящими. Рассудите здраво: если человеку доверили такой пост, значит, он чего-то стоит? В таком случае, почему бы вам не взять у него несколько уроков профессионального мастерства.
— — —
|